Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Ситуация в отрасли

1. Оценка состояния сферы бытовых услуг Краснодарского края

Населению Краснодарского края за январь-июнь 2015 года оказано бытовых услуг на сумму 28,1 млрд. рублей, темп роста к январю-июню 2014 года составляет 107,3 %.

На сегодняшний день сфера бытовых услуг в Краснодарском крае более 13 тысяч объектов и 14 тысяч хозяйствующих субъектов, также организовано около 300 приемных пунктов.

Обеспечивают деятельность предприятий около 55 тысяч работников (включая предпринимателей), а готовят будущих парикмахеров, портных, закройщиков, работников строительных профессий около 90 учебных заведений.

В разрезе оказываемых услуг картина следующая:

ремонт и пошив обуви – 674 объекта;

ремонт и пошив швейных изделий – 1 176 объектов;

ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры – 605 объектов;

ремонт бытовых машин и приборов –400 объектов;

ремонт и изготовление металлоизделий, включая изготовление ключей, ремонт часов, ремонт изготовление ювелирных изделий – 896 объектов;

ремонт и изготовление мебели – 528 объектов;

химчистка и крашение – 103 объекта;

услуги прачечных – 66 объектов;

ремонтно-строительные услуги – 839 объектов;

услуги фотографий – 508 объектов;

услуги бань и саун – 458 объектов;

услуги парикмахерских – 3 558 объектов;

услуги проката – 239 объектов;

ритуальные услуги – 631 объект;

услуги клининга – 95 объектов;

прочие виды бытовых услуг – 730 объектов.

2. Приоритетные направления и целевые ориентиры развития отрасли:

  • Организация недостающих выездных видов услуг первой необходимости в отдаленных населенных пунктах.

  • Достижение уровня развития сферы бытового обслуживания населения, необходимого для выполнения Краснодарским краем функций делового, агропромышленного, курортно-рекреационного и транспортного центра за счет увеличения ежегодного прироста объема бытовых услуг и налоговых платежей в консолидированный бюджет края.

  • Проведение системной работы по первичной подготовке кадров, повышению квалификации работников сферы бытовых услуг.

  • Дальнейшее повышение качества оказываемых бытовых услуг и культуры обслуживания, как общее повышение качества жизни населения Краснодарского края.

3. Основные задачи:

  • Дальнейшая реализация постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года № 725 «О развитии сферы бытовых услуг в Краснодарском крае на 2011-2015 годы».

  • Исполнение приказа департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 1 августа 2011 года № 106 «Об утверждении основных направлений развития сферы бытового обслуживания населения в Краснодарском крае на 2011-2015 годы».

  • Реализация указанных нормативно-правовых документов, а также муниципальных программ (мероприятий) развития сферы бытовых услуг в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2011-2015 годы позволит добиться более высоких показателей, чем в предыдущих годах:

- увеличение прироста общего объема бытовых услуг, соответственно на душу населения;

- увеличение налоговых платежей;

- увеличение уровня охвата населенных пунктов бытовыми услугами с учетом развития стационарных объектов, организации выездной формы обслуживания, приемных пунктов;

- повышение качества оказываемых бытовых услуг и культуры обслуживания.

Проведение совместно с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими и правоохранительными органами работы по минимизации деятельности физических лиц, оказывающих населению бытовые услуги без соответствующей регистрации, даст дополнительные объемы, налоги, рабочие места.


4. Проблемы развития сферы бытовых услуг:

Несмотря на стабилизацию в отрасли и устойчивый характер роста объемов услуг и налоговых поступлений, в развитии бытового обслуживания населения имеются следующие проблемы:

  • Низкий уровень обеспеченности бытовыми услугами жителей сельской местности, а также в поселках курортной зоны. Количество предоставляемых бытовых услуг в городах значительно выше, чем в сельской местности. Отсутствие достаточного количества предприятий бытовых услуг, выездной формы обслуживания лишает сельских жителей многих социально значимых видов бытовых услуг. Этому способствует и отток сельского трудоспособного населения в крупные города. На многих курортах Краснодарского края предоставляются ограниченный перечень социально значимых видов бытовых услуг, притом, что в курортной зоне кроме местных жителей.

  • Отсутствие градостроительной политики приводит к формированию стихийного и несбалансированного рынка бытовых услуг. Не всегда при проектировании жилых и гостиничных комплексов, туристических баз и т.д. предусматривается планировка помещений для размещения предприятий сферы бытовых услуг. Поэтому при появлении новых рекреационных объектов возникает неорганизованный рынок бытовых услуг, что отрицательно сказывается на качестве, комфортности и привлекательности курортов Краснодарского края.

  • Несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей сферу бытового обслуживания населения требует: внесение изменений в Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), соответственно, в Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации с учетом возникновения новых видов услуг; приведения «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД) в соответствие с Налоговым Кодексом Российской Федерации и «Общероссийским классификатором услуг населению».

  • Неудовлетворительное качество предоставляемых бытовых услуг особенно в сельской местности. Большинство хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги в сельской местности, а также и в районных центрах работают в условиях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной безопасности, Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации.

  • Недостаток квалифицированных кадров.

  • Разукрупнение предприятий бытового обслуживания.
  • Недостаточная кредитно-финансовая поддержка предприятий сферы бытовых услуг. Это выражается в наличии высоких кредитных ставок, устанавливаемых кредитными организациями, а также недостаточном предоставлении льготных тарифов и финансовых ресурсов, что не позволяет предприятиям развивать и обновлять производственную базу.

  • Наличие теневого сектора предоставления бытовых услуг. Большой процент таких видов услуг, как ремонтно-строительные, изготовление металлических изделий, изготовление мебели по индивидуальным размерам и др., особенно в сельской местности, в труднодоступных населенных пунктах, оказываются несанкционированно. Тем самым нарушаются принципы добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.