Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Стратегия развития

Стратегия развития потребительской сферы Краснодарского края до 2020 года (далее – Стратегия) разработана департаментом потребительской сферы и регулировании рынка алкоголя Краснодарского края (далее – Департамент) и может быть использована для подготовки муниципальных социально-экономических стратегий и программ развития потребительской сферы, а также для формирования подпрограмм или разделов стратегий и программ развития других отраслей экономики края.

Стратегия разработана с учетом:

-   Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ;

-   Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 422;

-   Программы социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 3 февраля 2009 года № 1692-КЗ.

Стратегия определяет стратегическую цель и направления долгосрочного развития потребительской сферы в Краснодарском крае на основе комплексного подхода, обеспечивающего сбалансированное развитие всей отрасли в целом.

Последовательная реализация Плана мероприятий, предусмотренного Стратегией, обеспечит рост объема инвестиций и повышение эффективности деятельности объектов потребительской сферы, увеличит уровень конкурентоспособности отрасли на региональном и мировом рынке.

В процессе разработки Стратегии проведен анализ состояния потребительской сферы в целом и ее основных подотраслей, определены тенденции их развития. В Стратегии предложены два сценария развития ситуации: инерционный и инновационный. План мероприятий по реализации Стратегии предполагает наибольшую вероятность изменения ситуации по инновационному сценарию.

Реализация Стратегии будет осуществляться в три этапа: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В соответствии с каждым этапом разработан План мероприятий по реализации направлений. Часть мероприятий Стратегии будут реализованы в рамках краевых целевых программ:

-   «Государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009-2012 годы;

-   «Качество» на 2011-2015 годы (с развитием подсистемы защиты прав потребителей в Краснодарском крае);

-   «Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае» на 2011-2015 годы;

-   «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008-2012 годы;

-   «Поддержка организаций экспортеров в Краснодарском крае» на 2010-2012 годы.

В Стратегии определены ожидаемые результаты ее реализации до 2015 года и 2020 года,  представлен механизм мониторинга ее эффективности.

Реализация Плана мероприятий Стратегии позволит существенно увеличить конкурентоспособность потребительской сферы и следовательно инвестиционный потенциал отрасли.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики Краснодарского края.

 Раздел 1. Обоснование значимости потребительской сферы для экономики Краснодарского края

Потребительская  сфера – одна из лидирующих отраслей экономики Краснодарского края, которая развивается динамичными темпами. Сегодня наш регион входит в первую десятку по показателям развития потребительского рынка среди субъектов Российской Федерации.

Потребительская сфера насчитывает более 70 тысяч хозяйствующих субъектов и обеспечивает рабочими местами четверть трудоспособного населения края. Налоговые поступления от предприятий потребительской сферы уже на протяжении нескольких лет занимают наибольший удельный вес среди других отраслей экономики края – более 11 %.

Доля торговли в валовом региональном продукте по результатам 2011 года составляет 17 %.

Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль.

На конец 2011 года потребительские расходы на душу населения в Краснодарском крае составили – 15585,2 рублей в месяц, что на 13,3 % выше, чем в 2010 году. Потребительские расходы жителей края на 6,2 % превышают аналогичный показатель в среднем по России (по итогам 2009 года были меньше примерно на 5,5 %).

В связи с тем, что основной частью потребительских расходов населения является приобретение товаров в розничной торговле, можно сделать вывод, что приведенные выше значения данного показателя сыграли роль в сохранении положительной динамики объема розничного товарооборота в крае.

Таблица 1. Денежные доходы и потребительские расходы за январь-декабрь 2011 года

Наименование субъекта ЮФО

Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц,

руб.

В % к соответствующему периоду 2010 года

Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц,

руб.

В % к соответствующему периоду 2010 года

Краснодарский край

18172,0

109,2

15585,2

113,3

Республика Адыгея

14153,9

115,7

9964,2

119,2

Республика Калмыкия

7959,3

105,6

4361,8

111,7

Астраханская область

15782,3

107,7

12144,6

114,0

Волгоградская область

15318,7

108,4

12485,9

117,4

Ростовская область

15775,0

108,8

13433,9

116,1

Источник: Федеральная служба государственной статистики по Краснодарскому краю

В Краснодарском крае по всем анализируемым отраслям за 2011 год произошел рост заработной платы на 4,0 – 14,3%. По отраслям «розничная торговля» и «торговля автотранспортными средствами» заработная плата в крае превышает среднероссийское значение.

Однако необходимо отметить, что на предприятиях розничной торговли и общественного питания заработная плата меньше среднекраевого показателя (19,8 тыс. рублей) на 6,6 и 34,1 % соответственно.

 Таблица 2. Величина и динамика среднемесячной заработной платы за 2011 год

Отрасль

Краснодарский край

В среднем по России

Соотношение краевой и среднероссийской заработной платы, %

сумма, тыс. руб.

т/р к 2010 г., %

сумма, руб.

т/р к 2010 г., %

Торговля автотранспортными средствами

24,5

109,7

23,8

115,3

102,9

Оптовая торговля

21,9

104,0

24,2

112,8

90,5

Розничная торговля

18,5

114,3

16,4

110,2

112,8

Общественное питание

13,1

104,9

15,0

110,7

87,3

Необходимость разработки Стратегии развития потребительской сферы Краснодарского края до 2020 года объективно обоснована высокой социально-экономической значимостью отрасли для экономики региона.

Раздел 2. Анализ состояния потребительской сферы Краснодарского края и тенденций ее развития

На сегодняшний день потребительская сфера – это 74,9 тыс. объектов, в том числе:

оптовой торговли – около 3,0 тысяч объектов;

розничной торговли – более 45 тысяч объектов;

общественного питания – около 8,3 тысяч объектов с общим числом посадочных мест 510,7 тысяч;

рынков – 235;

бытового обслуживания населения – 11,9 тысячи;

торговли и обслуживания автотранспортных средств – 6,5 тысяч объектов.

За 2011 год в консолидированный бюджет края от предприятий потребительской сферы поступило около 17,7 млрд. руб. Доля торговли и услуг населению в валовом региональном продукте представлена на рисунке 1

Структура ВРП по основным видам экономической деятельности Краснодарского края за 2011 год (%)

ВРП

Рисунок 1 Результаты деятельности потребительской сферы за 2004-2011 годы характеризуются положительной динамикой по основным показателям.


Розничная торговля

За период с 2004 по 2011 год розничная торговля Краснодарского края развивалась динамично:

объемы реализации возросли почти в 4,4 раза – с 167,4 млрд. руб. в 2004 году до 731,4 млрд. руб. в 2011 году;

количество объектов ежегодно увеличивалось и на конец 2011 года составило более 45 тысяч, с количеством занятых в сфере – около 177 тысяч;

торговые площади, приходящиеся на тысячу жителей, увеличились практически в два раза и составили в среднем по краю 650 кв. м. (рис.2);

продажа товаров на душу населения возросла на 154% и составила 124,8 тыс. руб. в год;

доля розничной торговли края в ЮФО возросла на 16% и составила 43,4%.


Прирост торговых площадей, кв. м на тысячу жителей

Рисунок2.JPG


Рисунок 2

Таблица 3. Оборот розничной торговли по регионам ЮФО за 2011 год


Наименование субъекта ЮФО

Оборот розничной торговли,

млн. рублей

Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к соответствующему периоду 2010 года

Краснодарский край

731407,6

104,2

Республика Адыгея

44077,2

110,9

Республика Калмыкия

10822,3

100,0

Астраханская область

114315,1

107,1

Волгоградская область

272924,0

110,8

Ростовская область

542502,3

108,6

Источник: Федеральная служба государственной статистики по Краснодарскому краю.

Одним из наиболее значимых моментов развития розничной торговли можно считать качественное изменение ее форматов. Заметно сократилось количество объектов мелкорозничной торговли, возросло количество супер- и гипермаркетов, почти в каждом муниципальном образовании появились современные торговые центры.

В Краснодарском крае стремительно развиваются крупные торговые сети как федерального, так и краевого значения. Среди федеральных стоит выделить такие торговые сети как: ООО «Ашан»; ООО «Окей»; ООО «Лента»; ООО «Х5 Ритейл Групп». Основной удельный вес среди краевых сетей занимают: ЗАО «Тандер» сеть магазинов Магнит, ООО «ТВК-Р» сеть магазинов «Табрис», ООО «ТКПФ Титан».

С каждым годом оборот розничной торговли в Краснодарском крае, который формируют торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети, увеличивается. По данным статистики: в 2011 году этот показатель составил 83,2 %, в 2010 году – 81,9 %. Это связано, в первую очередь, с более широким ассортиментом товаров, предлагаемым в стационарной сети, а также качеством предоставляемых услуг.

Таким образом, многообразие магазинных форматов позволяет удовлетворить спрос самых разнообразных слоев населения. Нестационарная торговля при этом с каждым годом приобретает строго специализированную направленность, сеть киосков печати, мороженного, цветов, сувениров и так далее продолжает занимать свою нишу на потребительском рынке.

В целом, сфера розничной торговли Краснодарского края характеризуется достаточно высокими показателями развития, растущей долей современных форматов и высокой долей субъектов малого и среднего предпринимательства (более 70 % в общей численности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю).

Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Оптовая торговля

Оптовая торговля  Кубани – одна из активно развивающихся отраслей Краснодарского края, что подтверждается положительной динамикой показателей: объемы реализации возросли в 3,7 раза – с 153,1 млрд. руб. в 2004 г. до 567,4 млрд. руб. в 2011 г. (рис.3);

количество объектов составляет более 3 тысяч;

по объему оптовой торговли в ЮФО край переместился со второго на первое место.


Динамика оборота оптовой торговли в Краснодарском крае с 2004 г. по 2011 г. (в сопоставимых ценах), млрд. руб.

Рисунок3.JPG

Рисунок 3


Положительная динамика роста оборотов оптовой торговли была обусловлена в первую очередь строительством крупных оптовых организаций, таких как: ООО «Аника Сити» (г. Новороссийск), ООО «Метро Кеш энд Керри», ООО «Техносклад» и др.

В 2009 году в связи с экономическим кризисом произошло снижение темпов оптового оборота, что повлекло за собой замещение ввозимой импортной продукции на отечественную и, в первую очередь, краевую.

Ввоз импортной продукции с 2004 по 2011 гг., млн. долл. США

Рисунок4.JPG


Рисунок 4

Краснодарский край обладает большим внешнеторговым потенциалом и занимает одно из лидирующих мест по объему оборота среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа.

С целью продвижения товаров региональных производителей (в том числе алкогольной продукции) на международные рынки и поддержки предприятий – экспортеров реализуется долгосрочная краевая целевая программа «Поддержка организаций экспортеров в Краснодарском крае» на 2010-2012 годы, создано некоммерческое предприятие «Ассоциация Экспортеров и Импортеров Кубани».

Рынки

Розничные рынки являются неотъемлемой частью исторически сложившегося уклада жизни на Кубани. Велика роль рынков в развитии агропромышленного комплекса на Кубани. Так, из 3600 рынков, существующих в России, на край приходится 6,5 % (235 рынков).

За период с 2004 по 2011 год доля торговли на рынках в общем объеме розничной торговли практически не изменялась и составляла от 16,8 до 21,2 %.

С 2007 года в соответствии с Законом о рынках появилась такая категория рынков как сельскохозяйственные, которые составляют 9 % в общем количестве рынков (рис.5).

Структура рыночных предприятий края

Рисунок5.JPG

Рисунок 5

В 2011 году управляющие рынками компании были нацелены на поддержку краевых сельхозтоваропроизводителей, крестьянских и фермерских хозяйств. На сегодняшний день на универсальных рынках края не менее 20 % торговых мест предоставляется таким категориям продавцов, организовано более 700 специализированных торговых мест для реализации живой рыбы, добываемой хозяйствами края.

Общественное питание

Сфера общественного питания Краснодарского края отмечена улучшением качественных характеристик:
объемы реализации возросли в 5,7 раз – с 7,4 млрд. руб. в 2004 году до 41,9 млрд. руб. в 2011 году;

количество предприятий общественного питания на 1 января 2012 года составило 8,3 тысяч;

число посадочных мест увеличилось до 510,7 тысяч.

Общедоступная сеть предприятий общественного питания составляет – 6258, на 334266 посадочных мест.

При уменьшении числа предприятий  с 8840 до 8300, число посадочных мест увеличилось на 22 тысячи, снижение количества предприятий произошло из-за уменьшения числа предприятий летней сети на 526 и отсутствия рентабельности от деятельности большого числа предприятий общественного питания, расположенных вблизи друг от друга.

Обеспеченность населения посадочными местами возросла на 25 и составила 65 мест на 1000 человек.

По объемам оборота общественного питания Краснодарский край занимает первое место в ЮФО, удельный вес общественного питания края в ЮФО – 52,9% (таблица 4).

Таблица 4. Оборот общественного питания по регионам ЮФО за 2011 год


Наименование субъекта ЮФО

Оборот общественного питания,

млн. рублей

Индекс физического объема оборота общественного питания, в % к соответствующему периоду 2010 года

Краснодарский край

41927,3

105,5

Республика Адыгея

1134,2

93,6

Республика Калмыкия

399,4

83,6

Астраханская область

5483,1

116,8

Волгоградская область

7075,5

90,0

Ростовская область

23213,6

105,7

Источник: Федеральная служба государственной статистики по Краснодарскому краю


Определенную нишу в развитии отрасли общественного питания занимает «фаст-фуд» (быстрое питание), как наиболее доступное для средних слоев населения по стоимости и качеству оказываемых услуг. На территории края функционируют предприятия быстрого питания, такие как «Макдоналдс», «Сабвей», «Sbarro», «KFC», «Рис», «Шоколадница», «Блинкоff».

В последнее время на территории Краснодарского края активно развиваются кейтеринговые компании, среди которых наиболее крупные: «Антей-Ланч-Сервис», «Кейтеринг-ЭКСПО», «Академия праздника».

 

Бытовые услуги

За период с 2004 по 2011 год сфера бытовых услуг края развивалась динамично. В качестве отличительных черт этого процесса можно отметить расширение перечня предоставляемых услуг, а также практически полное замещение крупных предприятий субъектами малого предпринимательства.

Объем реализации бытовых услуг возрос в 4,2 раз – с 6,0 млрд. руб. в 2004 году до 25,2 млрд. руб. в 2011 году.

За весь период реализации постановления главы администрации Краснодарского края от 17.07.2006 года № 621 «Об утверждении стратегии развития сферы бытовых услуг в Краснодарском крае на 2006 – 2010 годы» получены следующие результаты:

- открыт 3591 новый объект, реконструировано 295 действующих, благодаря чему, 10431 человек трудоустроились. За счет этого получен дополнительный объем бытовых услуг на сумму 802853 тыс. рублей, налоговых платежей – 71260 тыс. рублей;

- отсутствие стационарных объектов или недостающих видов бытовых услуг компенсировалось выездным обслуживанием жителей отдаленных сельских населенных пунктов;

- выездное обслуживание организовано практически во всех муниципальных образованиях Краснодарского края. Уровень охвата бытовыми услугами населенных пунктов края достиг 88%.

Во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года № 725 «О развитии сферы бытовых услуг в Краснодарском крае на 2011-2015 годы» всеми муниципальными образованиями Краснодарского края разработаны и утверждены программы развития бытового обслуживания населения на 2011-2015 годы и совместно с департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, в целях реализации вышеуказанного постановления, проводится системная работа по развитию материальной базы сферы бытовых услуг.

За 2011 год в крае открыто 735 новых объектов, 22 приемных пункта, реконструировано 81 действующее предприятие, благодаря чему, в сравнении с показателями 2010 года, произошло увеличение:

количества рабочих мест на 2318 единиц;

объема бытовых услуг на 148,4 млн. рублей;

налоговых платежей от предприятий сферы услуг на 18,6 млн. рублей;

объема бытовых услуг на одного жителя на 726 рублей.

В 924 сельских населенных пунктах края оказываются бытовые услуги с помощью выездной формы обслуживания, объем которых составил 26,4 млн. рублей.

Торговля и обслуживание автотранспортных средств

За период с 2005 по 2011 год в Краснодарском крае отмечены высокие темпы развития сферы торговли и обслуживания автотранспортных средств:

количество легковых автомобилей, зарегистрированных в крае, увеличилось на 41,7 % и по состоянию на 1 января 2012 года достигло 1,44 млн. единиц (рис.6);

обороты предприятий сферы выросли в 6,1 раза и достигли в 2011 году 138,3 млрд. рублей.

Динамика развития автопарка в Краснодарском крае, тыс. штук

Рисунок6.JPG

Рисунок 6

Обеспеченность населения собственными автомобилями составляет 265 единиц на 1 000 жителей. В ближайшие 10 лет прогнозируется увеличение автопарка еще на 30-40%.

В настоящее время сфера торговли и обслуживания автотранспортных средств представлена более чем 6,5 тысячами объектов, занято в ней - 11 тысяч человек. В Краснодарском крае подготовку специалистов по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей осуществляет более 50 учебных заведений.

В крае функционируют более 290 объектов торговли автомототранспортными средствами и 5 тысяч объектов автосервиса и торговли автозапчастями.

Ежегодно проводятся специализированные автомобильные выставки: «MOBI» (г.Краснодар), которая является крупнейшим мероприятием автосферы в Южном федеральном округе; «Черноморский автосалон» (город-курорт  Сочи).

В целях поддержки российской автомобильной промышленности, повышения безопасности дорожного движения и стабилизации экологической ситуации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» с 8 марта 2010 года на территории Краснодарского края проводилась работа по утилизации старых автомобилей.

В рамках программы утилизации автотранспортных средств аккредитовано Минпромторгом РФ 58 краевых автосалонов и 3 организации-утилизатора. За время проведения программы утилизации в Краснодарском крае было реализовано автосалонами 20 942 новых автотранспортных средств. Более 83 %, реализованных в крае по программе утилизации автомобилей, произведены ОАО «АВТОВАЗ» (17 485 единиц). Общий объем продаж в 2010 году автомобилей марки LADA 11 краевыми автосалонами – дилерами ОАО «АВТОВАЗ», участвующими в программе утилизации, составил 18 036 единиц. Из них по программе утилизации реализовано 8 705 единиц, что составляет 48,3%.

В 2011 году в Краснодарском крае дилерскими автосалонами реализован 86921 автомобиль, что на 53% больше аналогичного показателя 2010 года.

 

Ликероводочная и спиртовая отрасли Краснодарского края

Ликероводочная промышленность

Период с 2009 по 2011 годы можно отметить как годы значительного спада производства:

- объем произведенной продукции в 2009 году составил 1,6 млн. дал, в 2010 году – 1,27 млн. дал, а в 2011 году – 0,67 млн. дал, что в 4,4 раза меньше, чем в 2008 году;

- объем продукции кубанских производителей, поступившей на потребительский рынок края, составил в 2009 году 0,8 млн. дал, в 2010 году – 0,845 млн. дал, в 2011 году – 0,63 млн. дал, что в 2,4 раз меньше, чем в 2008 году.

По состоянию на 1 января 2011 года производственные мощности ликероводочной отрасли по выпуску водки и ЛВИ составляли 7,4 млн. дал в год. В крае вырабатывается более ста наименований водок и ликероводочных изделий.

Удельный вес водки и ЛВИ, произведенных в крае в 2008 году, составляет 1,4 % от всего объема, произведенного в России. За 2009-2010 годы данный показатель сократился на 0,2 %, а в 2011 году еще на 0,76 %.

Максимальная емкость потребительского рынка края по водке и ЛВИ находится в пределах 3,0 млн. дал и имеет тенденцию к сокращению. Это обусловлено переориентацией потребления населением винодельческой, слабоалкогольной продукции и пива.

Несмотря на значительный прирост показателей с 2004 по 2008 годы, уже с 2007 года наметились проблемы, связанные с обязательным внедрением на предприятиях системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) и сильной зависимостью предприятий отрасли от заемных средств.

В 2009-2010 годах в результате передачи функций по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службе по государственному регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование), ситуация в ликероводочной отрасли осложнилась. Предприятия вынуждены были простаивать, так как Росалкогольрегулированием длительное время не осуществлялась выдача федеральных специальных марок из-за отсутствия регламентирующих документов.

Кроме того, предприятия ликероводочной отрасли края в 2011 году проходили перелицензирование, что также повлекло за собой вынужденные простои. В конечном итоге в отрасли из 9 предприятий осталось 5.

Следует отметить, что водка краевых товаропроизводителей является вполне конкурентоспособной как по цене, так и по качеству: цены на бутылку водки эконом-класса колеблются в пределах 98-120 рублей, как и в большинстве регионов России.

Алкогольная продукция, выпускаемая данными предприятиями под брендами «Русский сезон», «Фортуна», «Стрижамент», пользуется спросом у потребителей не только в Краснодарском крае, но и за его пределами. Ряд известных марок кубанской водки поставляется на экспорт (Германия, Америка, Молдова и т.д.)

Спиртовая промышленность


Как и в ликероводочной, так и в спиртовой промышленности с 2009 года наметился спад производства: в 2009 году произведено спирта этилового в объеме 1,06 млн. дал, в 2010 году – 0,28 млн. дал, в 2011 году – 0,075 млн. дал, что в 38,6 раза меньше, чем в 2008 году.

Причинами падения объемов производства спирта в Краснодарском крае являются:

сокращение объемов закупок спирта производителями водки и ЛВИ;

падение объемов производства в парфюмерной, оборонной и химической промышленности (снижение спроса на спирт, вырабатываемый ЗАО Завод «Ректинал»);

низкие цены на спирт, производимый в республиках Северного Кавказа;

простой предприятий спиртовой промышленности;

задолженность предприятий спиртовой промышленности по налогам и сборам во все уровни бюджета не позволит ООО «Хуторок-2» (срок действия лицензии истек 15.03.2011г.) и ЗАО «Завод «Ректинал» (срок действия лицензии истек 31.07.2011г.) пройти перелицензирование. В 2011 году по решениям Арбитражного суда Краснодарского края ООО «Хуторок-2» и ЗАО «Завод «Ректинал» признаны несостоятельными (банкротами). В итоге действующие предприятия спиртовой отрасли в Краснодарском крае отсутствуют.

Инвестиционное развитие потребительской сферы края

Один из важнейших факторов развития отрасли – это инвестиционная составляющая.

Краснодарский край обладает высоким потребительским потенциалом и является привлекательным регионом для инвесторов, ориентированных на участие в развитии потребительского рынка.

По данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА», Краснодарский край занимает четвертое место главной номинации – «Высший уровень инвестиционной привлекательности в рейтинге 2010-2011 годов».

Город Краснодар трижды признан по версии журнала «Forbes» «Лучшим городом для бизнеса в России» с 2009 года. Объем инвестиций в основной капитал с 2006 по 2011год увеличился в 3,7 раза: с 4,6 млрд. руб. до 17,2 млрд. руб. (рис.7).

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб.

Рисунок7.JPG
Рисунок 7

Проведя анализ направлений вложения инвестиций, установлено, что сетевая розничная торговля демонстрирует самые высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей экономики края.

Уровень благосостояния населения края, его численность и развитие инфраструктуры обуславливают инвестиционную привлекательность отрасли, и следовательно скорость ее развития.

На сегодняшний день на территории Краснодарского края представлены крупнейшие российские торговые сети, автосалоны, представляющие практически все международные и отечественные марки машин, сети предприятий общественного питания.

Потребительская сфера привлекает и зарубежных инвесторов. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Mерлен (Leroy Merlin), австрийская сеть Кика (Kika), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на рынок Краснодарского края и планируют продолжать активное развитие.

Ежегодно в крае вводится не менее 280 тыс. кв.м. торговых площадей, реализуется не менее 500 новых проектов.

В настоящее время реализуются и планируются к созданию следующие крупные инвестиционные проекты на территории края:

«Строительство многофункционального торгового комплекса «МЕТРО» в городе-курорте Сочи площадью более 9 тыс. кв.м., объем инвестиций - 1,4 млрд. руб.;

«Строительство многофункционального торгово-развлекательного комплекса «OZ» в городе Краснодаре - общая площадь 212 тыс. кв.м., объем инвестиций - более 10 млрд. руб.

«Строительство торгово-развлекательного центра «Сочи Молл» в городе – курорте Сочи», общая площадь – 167 тыс. кв.м., объем инвестиций в проект – 2,6 млрд. руб.

Перечень планируемых к реализации инвестиционных проектов потребительской сферы Краснодарского края, включенных в Единый реестр инвестиционных проектов Краснодарского края приведен в Приложении № 2.

Развитие курортного комплекса Краснодарского края, ежегодное увеличение числа отдыхающих на курортах Краснодарского края говорит о перспективных направлениях развития потребительской сферы.

Это дальнейшее развитие качественных современных форматов розничной торговли, общественного питания, повышающих потребительскую культуру и качество обслуживания покупателей.

Инвестиционный потенциал развития отрасли также обусловлен рядом крупнейших проектов, создаваемых на территории Краснодарского края.

Мега-проект по проведению в городе-курорте Сочи ХХII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года является одним из самых масштабных и беспрецедентных проектов не только Краснодарского края и Юга России, но и всей Российской Федерации.
Азов-Сити.JPG
Превращение города Сочи в круглогодичный курорт мирового уровня потребует создания современных торговых комплексов, объектов общественного питания, оказания услуг бытового обслуживания, что обеспечит привлечение дополнительных инвестиций в потребительский сектор и создание новых рабочих мест.

14 октября 2010 года между администрацией Краснодарского края и руководством Формулы-1 был заключен контракт на проведение этапов чемпионата Формулы-1 на планирующемся к постройке автодроме в Олимпийском парке Сочи. Контракт подписан на 7 лет, с возможностью продления еще на 5 лет. Первое Гран-при России пройдет осенью 2014 года.

Еще один крупнейший проект – создание  специальной  игорной зоны на территории Краснодарского края на земельном участке площадью 1 000 гектаров.

 игорной зоне будут созданы условия для предоставления комплекса услуг как игорной, так и туристско-развлекательной индустрии, включая казино, отели, рестораны и другие объекты.

Непосредственное влияние на развитие отрасли окажет создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края («Новая Анапа», ст. Благовещенская).

Азов-Сити2.JPGЗа счет привлечения частных инвестиций планируется строительство объектов туристической инфраструктуры, включая административно-деловые и торгово-развлекательные комплексы.

Рекреационная емкость особой экономической зоны «Новая Анапа» – 14 тыс. мест, площадь земельного участка – 782,56 га.

Развитие объектов придорожного сервиса

В муниципальных образованиях, территории которых пересекают федеральные и краевые трассы, необходимо развитие современных объектов придорожного сервиса, разработанных в едином архитектурном стиле.

Основное назначение объекта придорожного сервиса – комплексное обслуживание туристов, транзитных пассажиров и отдыхающих с обеспечением полной информацией о курортном обслуживании на территории Краснодарского края.

В целях продвижения инвестиционных проектов потребительской сферы и привлечения инвестиций в отрасль, департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края принимает участие в презентационных мероприятиях администрации Краснодарского края.

По результатам деловых встреч и презентаций в рамках Международной выставки коммерческой недвижимости «MIPIM» (г.Канны, Франция), Агропромышленной выставки «Зеленая неделя» (г.Берлине, Германия), Международного инвестиционного форума в городе Сочи заключаются соглашения о намерениях реализации инвестиционных проектов в потребительской сфере Краснодарского края.

Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края осуществляет координацию реализации приоритетных инвестиционных проектов. Совместно с департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края прорабатывает вопрос о мерах государственной поддержки инвесторам при реализации проектов на территории края, в соответствии с Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731 «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае».

Реализация краевой целевой программы «Качество

Одно из стратегических направлений деятельности департамента – это организация системы государственного обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг. Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края является разработчиком и координатором краевой целевой программы «Качество».

Основные мероприятия и достигнутые  показатели Программы:

1. В результате осуществления контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг, производимых и реализуемых на территории Краснодарского края, удалось достичь увеличения в товарообороте доли продукции, соответствующей требованиям качества и безопасности на 25 %.

На постоянной основе осуществляется комплекс мероприятий, направленных на пресечение нелегального производства и оборота алкогольной продукции, на борьбу за качество и безопасность винодельческой и ликероводочной продукции, предназначенной для реализации на потребительском рынке края.

Проверки легальности торговли качественной алкогольной продукцией, особенно на курортах Краснодарского края, дают ощутимые результаты и повышают доверие покупателей к продукции, прошедшей идентификацию качества.

2. Для контроля за качеством товаров, работ, услуг проводится конкурс на право получения и использования знака «Качество Кубань» (образован при главе администрации Краснодарского края Координационный совет по взаимодействию органов и организаций, обеспечивающих качество и безопасность товаров, работ и услуг в Краснодарском крае).

На сегодняшний день привлечено 3453 предприятия-участника программы Качество, это около 7 % от общего числа предприятий края.

3. Постоянное участие более 30 ведущих предприятий Краснодарского края во всероссийских и краевых конкурсах в области качества и достижение высоких результатов, организация проведения на постоянной основе краевых конкурсов и акций, выставок «Дни Качества на Кубани» и т.д.

4. Вовлечение школьников, молодежи, самих учебных заведений в активную, плодотворную работу по повышению качества.

 

Раздел 3. Определение сильных и слабых сторон развития потребительской сферы

В результате проведенной оценки отрасли Краснодарского края определен перечень сильных и слабых сторон, а также внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на потенциал развития отрасли (возможности и угрозы (таблица 5).

Таблица 5. SWOT-анализ развития отрасли

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1.     Географическое положение Краснодарского края, статус южного курорта (ежегодное увеличение количества отдыхающих и гостей Кубани).

2.     Относительно благоприятная экономическая, политическая и социальная ситуация в регионе (высокий в округе уровень ВРП на душу населения, собственных доходов бюджета, инвестиций в основной капитал и т.д.).

3.     Стабильные темпы развития отрасли.

4.     Высокая степень взаимодействия органов государственной власти с субъектами отрасли.

5.     Активная политика органов государственной власти для привлечения инвестиций, что способствует вхождению края в первые десятки различных рейтингов.

6.     Проведение Зимних Олимпийских игр 2014 года на территории Краснодарского края.

7. Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Новая Анапа», ст. Благовещенская.

8. Наличие развитой системы среднего и высшего образования.

9. Наличие относительно развитой транспортной инфраструктуры (9 морских портов, свыше 2,7 тыс. км железных дорог, 26 тыс. км автомобильных дорог, 3 международных аэропорта).

 

 

1.     Проблемы, связанные с государственным регулированием отрасли:

–       наличие административных барьеров,

–       неоднозначная трактовка положений федеральных документов;

–       чрезмерное регулирование некоторых аспектов отраслевой деятельности;

–       недостаток внимания отдельным аспектам отрасли (например, отсутствие должного уровня  регулирования сферы бытовых услуг на муниципальном уровне).

2.     Низкое качество инфраструктуры услуг:

–       недостаток уже имеющихся площадей для размещения торговых точек;

–       недостаток или сложности с получением земли под строительство новых торговых объектов;

–       ограниченные возможности по подключению к сетям коммунального хозяйства;

–       недостаточное развитие дорожной инфраструктуры;

–       недостаток складских помещений.

3.     Низкие темпы разработки и утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, предусматривающих достаточный уровень обеспечения населения торговыми площадями, а также достаточный уровень обеспеченности экономики транспортно-логистической и коммунальной инфраструктурой.

4.     Низкий профессиональный уровень подготовки персонала в данной сфере

5.     Недостаточно высокая культура потребления у населения.

6.     Низкая конкурентоспособность местных производителей товаров и услуг (например, массовое производство краевыми товаропроизводителями продукции, выработанной на основании ТУ, а не ГОСТ, что ухудшает качественные характеристики продукции).

Возможности (О)

Угрозы (T)

1.  Стабилизация и повышение темпов экономического развития в глобальных и региональных масштабах.

 2.  Повышение инвестиционного потенциала края и стремительный рост инвестиций в экономику.

 3.  Внесение изменений в федеральное и краевое законодательство, направленных на интенсификацию инновационного типа развития экономики.

 4.  Вступление России во Всемирную Торговую Организацию, расширение международного сотрудничества  и межгосударственных связей, в том числе на культурном уровне, что позволит  расширить товарный ассортимент, снизить цены на импортные товары за счет снижения таможенных пошлин.

1.  Ужесточение государственного регулирования отрасли.

2.  Снижения уровня конкуренции.

3.  Сокращение доли малого бизнеса в отрасли в связи с сокращением финансирования и мер государственной поддержки развития малого бизнеса.

4.  Недостаточно добросовестное исполнение регулирующими и контролирующими органами своих обязанностей в части контроля потребительского рынка.

 

 

Основные проблемы развития потребительской сферы

Согласно результатам проведенного анализа развития потребительской сферы можно выделить основные проблемы:

1. Недостаточная эффективность государственного регулирования:

·    недостаток внимания отдельным аспектам потребительской сферы
(в частности отсутствие документа, определяющего основы государственного регулирования деятельности предприятий общественного питания, как самостоятельной отрасли, данный вид деятельности не включен в Федеральный Закон РФ № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»);

·    неоднозначность и противоречивость толкования некоторых положений.

 2. Недостаточный уровень развития инфраструктуры:

·    недостаток складских объектов, высокая стоимость аренды и цен на объекты недвижимости и землю, высокая стоимость подведения коммуникаций;

·    недостаток транспортной и торговой инфраструктуры (земля, торговая недвижимость, склады, дороги);

·    слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли.

 3. Низкая привлекательность отдельных территорий:

·    низкий уровень среднедушевых доходов и неравномерность распределения населения по территории Краснодарского края;

·    слабое развитие инфраструктуры на отдаленных территориях.

 4. Дефицит кадров:

·    низкая квалификация кадров на всех уровнях;

·    недостаток квалифицированных кадров.

 

5. Проблемы развития малого бизнеса в торговле:


·     недостаточная поддержка малого и среднего предпринимательства;

·     недостаточность финансовых ресурсов;

·     слабая инфраструктура бизнеса.

Раздел 4. Стратегическая цель и направления развития потребительской  сферы  в Краснодарском крае


Стратегическая цель – создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг). Для создания такой товаропроводящей системы необходимо усиливать хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, развивать современные форматы и методы обслуживания, увеличивать уровень консолидации в отрасли. При этом необходимо обеспечить достаточный уровень конкуренции и поддерживать малый и средний бизнес, не ограничивая развитие крупных торговых сетей.

 

Основные направления (задачи) Стратегии

Исходя из цели Стратегии, анализа проблем, возможностей и угроз, стоящих перед отраслью, можно сформулировать 7 ключевых направлений Стратегии:

1.  Повышение эффективности государственного регулирования сектора торговли и услуг;

2.  Развитие инфраструктуры торговли;

3.  Стимулирование развития торговли и услуг в малых и отдаленных населенных пунктах;

4.  Обеспечение необходимого уровня конкуренции;

5.  Поддержка развития малого и среднего бизнеса;

6. Снижение кадрового дефицита в отрасли;

7. Стимулирование потребительского спроса.

 

Раздел 5. Выбор сценария развития и формирование видения дальнейшего развития отрасли

При разработке Стратегии отрасли учитывались два сценария развития экономики края: инерционный и инновационный. Каждый сценарий характеризуется соответствующим перечнем количественных показателей

1. Инерционный сценарий, предполагает сохранение динамики  развития отрасли в целях системного развития.

Реализация данного сценария предполагает отсутствие существенных изменений структуры и динамики развития отрасли. В инерционном сценарии ожидается стагнация экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающаяся стагнация банковского кредитования при невысоком уровне инвестирования в инфраструктурных отраслях.


Динамика изменения основных показателей представлена в таблице 6.

Таблица 6. Прогноз реализации Стратегии для инерционного сценария развития экономики в действующих ценах*

Наименование

показателя

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2020



Оборот розничной торговли по полному кругу организаций, млрд. рублей

552,8

646,3

731,4

844,4

960,4

1102,7

1205,6

1915,5


Оборот оптовой торговли предприятий оптовой торговли по полному кругу организаций, млрд. рублей

474,7

510,4

567,4

621,7

694,1

772,3

853,4

1130,0


Занятость в оптовой торговле, тыс. человек

90,0

90,7

91,3

92,1

93,0

94,1

90,4

93,5


Занятость в розничной торговле, тыс. человек

160,0

171,0

177,0

190,0

200,0

210,0

215,0

270,0


Средняя заработная плата в сфере торговли и услуг, тыс. рублей

15,8

16,3

16,7

17,0

17,3

18,2

18,6

20,0


Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

10,2

14,9

17,2

18,5

20,1

22,6

24,5

30,8


Обеспеченность торговыми площадями на тыс. жителей, кв.м

528,0

552

650

651,8

653

655

656,2

700


Оборот общественного питания по полному кругу организаций, млрд. рублей

30,7

35,5

41,9

45,5

50,9

57,2

65,5

98,7


Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания (на тысячу жителей)

64

65

65

66

68

70

71

76


Объем бытовых услуг населению по полному кругу организаций, млрд. рублей

16,9

22

25,2

28,0

32,2

36,9

38,8

61,1


Оборот предприятий сферы торговли и обслуживания автотранспортных средств (по полному кругу), млрд. рублей

71,4

100,4

138,3

155,5

177,0

202,5

235,9

363,3


Объем производства водочной и ликероводочной продукции предприятиями края, млн. дал

1,5

1,3

0,6

0,9

0,9

1,0

1,0

1,4



*Прогноз для инерционного сценария составлен на основе среднекраевой и общероссийской динамики показателей развития потребительской сферы, при условии умеренного роста объема инвестиций в основной капитал.

2. Инновационный сценарий предполагает оживление экономики; активную реализацию инвестиционных проектов с целью развития потребительского рынка. Инновационный сценарий нацелен в первую очередь на развитие  современных форматов во всех сферах отрасли, увеличение доли современных форматов в обороте отрасли, повышающих потребительскую культуру и качество обслуживания покупателей.

Основной целью государственного регулирования является  рост и повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения. Эти цели могут быть достигнуты в случае реализации инновационного сценария развития. Прогнозное изменение основных показателей развития отрасли по данному сценарию представлено в таблице 7. 

Таблица 7. Прогноз реализации Стратегии для инновационного

сценария  развития экономики в действующих ценах**


Наименование

показателя

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2020



Оборот розничной торговли по полному кругу организаций, млрд. рублей

552,8

646,3

731,4

846,3

966,8

1112,2

1251,6

1960,5


Оборот оптовой торговли по полному кругу организаций, млрд. рублей

474,7

510,4

567,4

626,0

701,6

784,4

893,4

1170,0


Количество занятых в оптовой торговле, тыс. человек

90,0

91,0

91,3

93,0

94,0

95,0

91,0

100,0


Количество занятых в розничной торговле, тыс. человек

160,0

171,0

177,0

195,0

205,0

215,0

222,0

300,0


Средняя заработная плата в сфере торговли и услуг, тыс. рублей

15,8

16,3

16,7

18,2

18,8

20,1

20,9

22,7


Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

10,2

14,9

17,2

19,0

20,8

23,0

25,3

35,4


Обеспеченность торговыми площадями на тыс. жителей, кв.м

528,0

552,0

650,0

653,0

655,0

660,0

660,4

710,7


Оборот общественного питания по полному кругу организаций, млрд. рублей

30,7

35,5

41,9

45,8

51,7

58,3

70,4

105,5


Увеличение количества посадочных мест в предприятиях общественного питания

19 319

15400

16000

17400

18000

23700

24600

35000


Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания (на тысячу жителей)

64

65

65

67

70

76

78

85


Объем бытовых услуг населению по полному кругу организаций, млрд. рублей

16,9

22,0

25,2

28,1

32,4

37,3

42,8

64,1


Оборот предприятий сферы торговли и обслуживания автотранспортных средств, млрд. рублей

71,4

100,4

138,3

156,1

177,6

203,9

236,7

370,7


Объем производства водочной и ликероводочной продукции предприятиями края, млн. дал

1,5

1,3

0,6

1,0

1,1

1,2

1,2

2,0


**Прогноз для инновационного сценария составлен на основе среднекраевой и общероссийской динамики показателей развития потребительской сферы, при условии более динамичного (по сравнению с инерционным сценарием) роста объема инвестиций в основной капитал.


В результате сравнения сценарных показателей развития отрасли в Краснодарском крае, ранжирования проблем отрасли в целом сделан вывод о выборе инновационного сценария.

Раздел 6. Направления деятельности по достижению стратегической цели, ресурсы и механизм реализации

1. Повышение эффективности государственного регулирования сектора торговли и услуг.

В целях реализации направления представляется целесообразным систематизировать и актуализовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность отраслевых организаций, с целью обеспечения правового регулирования потребительской сферы:

– привести краевое законодательство в соответствие с федеральным;

– внести изменения в краевое законодательство в тех его частях, которые не соответствуют современному уровню развития сектора отрасли, технологий или других секторов и отраслей, непосредственно связанных с развитием потребительской сферы;

– четко разграничить полномочия между краевыми и муниципальными властями по регулированию отраслевой деятельности;

– совершенствовать систему регулирования, контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Сценарным фактором развития торговли, определяющим действия государственной власти, является принятый Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и изменения регулирования рынков алкогольной и табачной продукции, изменение закона «О защите конкуренции».

2.Развитие инфраструктуры торговли.

Меры государственной политики в области развития торговли должны быть ориентированы на обеспечение доступности площадей и земель для размещения торговых организаций.

Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.

3. Стимулирование развития торговли и услуг в малых и отдаленных населенных пунктах.

Основными инструментами государственного стимулирования развития отрасли, которые не требуют государственных вложений, в неблагоприятных районах с точки зрения экономической эффективности открытия предприятий потребительской сферы, являются:

– проведение классификации районов и населенных пунктов по степени экономической привлекательности для компаний/предпринимателей;

– предоставление компаниям/предпринимателям льготных условий, субсидирования затрат в рамках краевых целевых программ;

– разработка краевых целевых программ с выделением бюджетных средств на развитие бытовых услуг в отдаленных населенных пунктах.

4. Обеспечение необходимого уровня конкуренции

В качестве мер поддержки конкуренции необходимо предусмотреть:

– привлечение инвестиций в отрасль;

– государственную поддержку организаций торговли и оказания услуг;

– использование специальных проектов, реализуемых в крае, для развития конкуренции в потребительской сфере: игорная зона, Зимние Олимпийские игры 2014 года, развитие курортных территорий;

– активизацию экспортных операций и снижение ввоза импортных товаров;

– совершенствование каналов товародвижения за счет внедрения прогрессивных технологий организации логистики;

– развитие оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами на основе создания современных оптовых структур, распределительных и логистических центров, магазинов-складов, картофеле и овощехранилищ;

– увеличение количества современных предприятий розничной торговли;

– системное развитие придорожного сервиса;

– организация мелкорозничной торговли;

– активизация выхода сельхозпроизводителей на потребительский рынок;

– увеличение продажи в кредит товаров длительного пользования;

– отслеживание динамики и уровня цен по отдельным группам товаров;

– поддержку высокого уровня деловой активности в потребительской сфере, в том числе проведение на постоянной основе специализированных отраслевых выставок, конкурсов, конференций, семинаров, ярмарок и т.п.

Необходимо стимулирование хозяйствующих субъектов отрасли с целью внедрения инновационных форматов:

– развитие современных форматов и способов торговли, оказания услуг; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере потребительского рынка и услуг;

– расширение масштабов применения франчайзинга, как современного метода развития отрасли;

– стимулирование развития дистанционной торговли;

– вендинговое обслуживание;

– стимулирование развития удаленных каналов продаж и оказания услуг;

– развитие продаж в розничной торговле через стимулирование компаний/предпринимателей, внедряющих инновационные технологии в производство и оказание услуг путем предоставления мер государственной поддержки, премий администрации Краснодарского края;

– стимулирование высших учебных заведений в разработке и внедрении инновационных технологий грантами администрации Краснодарского края.

5. Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей.

К основным мероприятиям можно отнести:

– содействие в оказании услуг малому и среднему бизнесу через сеть многофункциональных центров МФЦ (с целью сокращения времени предпринимателей при поиске недвижимого имущества в аренду, оформлении разрешительных документов на предпринимательскую деятельность в организациях, осуществляющих контроль (надзор) деятельности малого бизнеса, снижение административных барьеров);

– финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

– поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированного на экспорт и активно внедряющего инновации;

– формирование эффективной информационной системы поддержки малого и среднего предпринимательства;

– создание положительного имиджа, популяризация предпринимательской деятельности.

6. Снижение кадрового дефицита в отрасли.

В потребительской сфере Краснодарского края наблюдается значительный дефицит кадров, который вызван главным образом быстрым ростом отрасли в последние годы, низким социальным престижем неквалифицированных работ в отдельных подотраслях, недостаточным качеством обучения в российских вузах.

Персонал в потребительской сфере условно можно разделить на три категории:

– низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики, официанты;

– сотрудники средней квалификации, например, менеджеры магазинов, администраторы, руководители отделов;

– топ-менеджмент, высшее руководство.

Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Также существует дефицит кадров средней квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым ростом отрасли, с другой стороны, с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся специальностям для сферы торговли и услуг.

Проблемы, связанные с дефицитом топ-менеджмента и сотрудников низкой квалификации, как правило, решаются на уровне компании, тогда как решение с дефицитом сотрудников средней квалификации, требует государственного вмешательства.

Основными инструментами снижения дефицита низко квалифицированного персонала для компаний малого, среднего бизнеса и крупных сетевых компаний, является повышение мотивации сотрудников. Введение компаниями систем повышения мотивации персонала посредством повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда, предоставления возможности карьерного роста в компании снизит текучесть кадров и привлечет в отрасль дополнительный человеческий капитал.

Решению проблемы с дефицитом персонала средней квалификации, помимо проведения корпоративных мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, может способствовать государственная поддержка, а именно создание государственно-частного партнерства между образовательными учреждениями и крупными компаниями.

Целесообразно привлечь крупные компании и профессиональные ассоциации сектора торговли и услуг к сотрудничеству с ведущими вузами для обучения студентов данным специальностям. Компании и их профессиональные ассоциации могут участвовать в разработке образовательных стандартов, формировании требований к выпускникам, разработке образовательных программ, организации стажировок. Сотрудники компаний могут быть привлечены в качестве лекторов и т.д.

7. Стимулирование потребительского спроса:

– осуществление социальных и экономических мер поддержки платежеспособного спроса малообеспеченных слоев населения;

– обеспечение эффективной и доступной защиты прав потребителей;

– содействие повышению правовой грамотности и информированности населения Краснодарского края в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения, в том числе за счет проведения потребительских конференций по оценке качества продуктов питания краевых и внекраевых товаропроизводителей, реализуемых на потребительском рынке края;

– совершенствование форм обслуживания маломобильных категорий населения;

– формирование потребительской культуры поведения.

  2010-2012 годы и других.

Раздел 7. Механизм мониторинга реализации Стратегии

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии должны опираться на общие принципы:

· обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии;

· четкое разграничение полномочий и ответственности между различными органами по управлению реализацией Стратегии.

При этом необходимо учитывать, что Стратегия развития потребительской сферы имеет общие точки соприкосновения со стратегиями других отраслей производства, сельского хозяйства, транспорта и связи, образования, социальной защиты и т.д.

Стратегия предусматривает создание системы мониторинга подотраслевых показателей в целях контроля за реализацией Стратегии, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана.

Задачи мониторинга:

1. Оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по ключевым индикаторам отрасли.

2. Стимулирование реализации отраслевой Стратегии в целом, а также отдельных программ и проектов.

3. Оценка деятельности муниципальных органов власти по реализации отраслевой Стратегии.

В рамках решения указанных задач осуществляется:

1. Определение необходимых значений целевых показателей и индикаторов развития отрасли;

2. Сбор и обработка информации по инвестиционным проектам.

Механизм мониторинга реализации Стратегии предусматривает введение системы статистики, то есть создание единой информационной базы показателей на муниципальном уровне.

Система регионального и муниципального мониторинга показателей позволяет оперативно получать достоверную информацию, характеризующую эффективность выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии.

С целью реализации Стратегии развития, корректировки разработанных мероприятий по ее реализации, оценки результатов выполнения мероприятий создана рабочая группа, на которую возложен контроль за ходом реализации Стратегии. В состав рабочей группы включены специалисты Департамента.

Рабочая группа ежегодно подводит итоги реализации стратегических мероприятий, формируя отчет по сформированной системе показателей. В случае значительных отклонений от плана проводится анализ причин отклонения, и либо разрабатывается программа действий, направленных на нивелирование отклонений, либо вносятся изменения в прогнозы значений индикаторов и в план мероприятий.

Реализация стратегических направлений развития отрасли осуществляется под контролем департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Сбор и обобщение информации муниципальных образований края о ходе реализации Стратегии развития до 2020 года, в соответствии с поручением руководителя департамента, будет выполняться отделом целевых программ и инвестиционного сопровождения, аналогично проводимой работе по сбору и обобщению информации о ходе реализации Стратегии развития на
2006-2009 годы.

Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации стратегии

Реализация Плана мероприятий позволит достичь следующих показателей развития потребительской сферы в Краснодарском крае (таблица 8).


Таблица 8. Увеличение показателей в результате

реализации стратегии к 2020 году (по сравнению с 2009 годом)


Наименование показателя

Увеличение показателей

(по отношению к 2009 году)

Оборот розничной торговли по полному кругу организаций

3,5

Оборот оптовой торговли предприятий оптовой торговли по полному кругу организаций

2,5

Занятость в оптовой торговле

1,1

Занятость в розничной торговле

1,8

Средняя заработная плата в сфере торговли и услуг

1,4

Инвестиции в основной капитал

1,4

Обеспеченность торговыми площадями на тыс. жителей

1,4

Оборот общественного питания по полному кругу организаций

3,4

Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания на тыс. жителей

1,3

Объем бытовых услуг  населению по полному кругу организаций

3,8

Оборот предприятий сферы торговли и обслуживания автотранспортных средств

5,2

Объем производства водочной и ликероводочной продукции предприятиями края, млн. дал

1,0

Графическая интерпретация ожидаемых результатов по отраслям потребительской сферы

Прогноз объемов реализации до 2020 года в розничной торговле, млрд. руб.


Рисунок8.JPG























Рисунок 8

Прогноз объемов реализации до 2020 года по оптовой торговле, млрд. руб.

 Рисунок9.JPG












Рисунок 9

Прогноз объемов реализации до 2020 года по общественному питанию, млрд. руб.

Рисунок10.JPG














Рисунок 10

Прогноз объемов реализации до 2020 года по бытовым услугам, млрд. руб.
Рисунок11.JPG

Рисунок 11

Прогноз производства водки и ЛВИ, тыс. дал


Рисунок12.JPG

Рисунок 12


Материалы для скачивания:

Стратегия развития

Приложение №1

Приложение №2

Приказ департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 30 мая 2012 года №54 "О внесении изменения в приказ департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 10 декабря 2010 года №130 "Об утверждении Стратегии развития потребительской сферы Краснодарского края до 2020 года"